четверг, 17 апреля 2014 г.

Владимир Стариков. Товарищи по судьбе.

Опубликовано в газете "Вятский наблюдатель" № 18 (44), 30 апреля 1999 г.


POST FACTUM

ТОВАРИЩИ   ПО   СУДЬБЕ
К написанию воспоминаний "И хотя мы живыми до конца долетели..."(см. "Вятский наблюдатель" №№ 5-7)меня побудило чувство долга перед памятью русских, погибших в Таджикистане, и чувство вины перед соотечественниками, вынуждено оставшихся в этой стране, хотя вся ответственность за их горькую судьбу лежит на руководителях России, а также стремление обратить внимание нашего народа на тяжелое положение тех, кто через лишения, страдания и муки вернулся в Россию из Таджикистана и других республик.
Спасибо всем, кто рассказал мне о своих чувствах и мыслях, вызванных статьей. Не сговариваясь, все говорят одно: "Страшно". Да, это так. Впервые мне самому стало страшно не в те годы, описанные в воспоминаниях, а в тот декабрьский день прошлого года, когда я с целью окончательной шлифовки прочитал рукопись от начала и до конца. Только тогда, с пришедшей вдруг болью, понял я, какой опасности подвергалась наша семья и какое это чудо, что нам удалось прорвать таджикское кольцо и вернуться в Россию. Вот сколько лет понадобилось мне, чтобы выйти из шока и почувствовать боль и страх.
Многие читатели просят написать вторую часть воспоминаний о том, как выживала и выжила наша семья в России. После долгих раздумий и сомнений я пришел к выводу, что это нужно сделать. Продолжение воспоминаний я напишу. Как это ни странно, но самыми тяжелыми годами для нашей семьи оказались не последние годы жизни в Таджикистане, а первые три года (особенно первые полтора года) в России, пока мы не построили свой дом. Это второе чудо, о котором стоит рассказать.
Не нужно называть россиян, вернувшихся в Россию из ближнего зарубежья, беженцами. Это слово для нас оскорбительно. Мы не беженцы. Мы могли остаться там. Именно этого ждали от нас нынешние правители России. Для этого надо было совершить одну малость: навсегда забыть, что ты - русский, что твоя Родина - Россия, и стать человеком второго сорта, униженно служащим - нет не народам этих государств (им это не нужно), а правящей верхушке этих стран. Мы знали, что ждет нас в России. Но мы осознанно возвратились на Родину, веря, что наш народ не оставит нас в беде. Многие из нас зарегистрировали российское гражданство еще там, на чужой земле, хотя сделать это было нелегко. А слово беженцы (люди чужого государства) придумали государственные чиновники, чтобы снять с себя ответственность за судьбу 25 миллионов россиян в одночасье и не по своей воле, оказавшихся за пределами России.
Я обращаюсь ко всем вынужденным переселенцам из любого государства ближнего зарубежья со следующим предложением. Нам прекрасно известно, какая смертельная опасность нависла над Россией. Призрак погромов, межнациональных столкновений, гражданской войны бродит по русской земле. Наш долг предостеречь российских политиков и российский народ от этого пути. Кровавый опыт Таджикистана, Закавказья, Молдовы - яркий пример такого варианта разрешения наболевших проблем. Вот поэтому я и предлагаю вам написать свои воспоминания и прислать их мне. Мы занесем их в компьютер и доведем до сведения всех ветвей власти России и средств массовой информации. Кроме того, это будет наш общий вклад в дело оказания помощи нашим собратьям по судьбе (и тем, кто пока еще остается в зарубежье, и тем, кто уже вернулся в Россию). По собственному опыту знаю, как трудно возвращаться в те годы: даже через воспоминания. Но сделать это необходимо. Я верю, что настанет день, когда развеется дурман, окутавший Россию, и об этих трагедии и подвиге русского народа заговорят в полный голос. Будут сложены стихи и песни, написаны книги, сняты кинофильмы, воздвигнуты памятники. От нас зависит, какими они будут.
Я обращаюсь к дорогим моему сердцу бывшим душанбинцам и жителям Таджикистана отдельно. Много отзывов получила наша семья от читателей моих воспоминаний, но нет среди них ваших отзывов. Неужели статья не дошла до вас, неужели вам нечего добавить и рассказать? Не верю этому. Видимо, незнание моего точного адреса помешало вам сделать это. Сотни тысяч русских душанбинцев и жителей Таджикистана рассеяны по всей России, несколько тысяч проживают на вятской земле. Я знаю, как тяжело вам без друзей, приобретенных за годы жизни в Таджикистане, как хочется вам поделиться своими мыслями, получить совет, просто пообщаться с товарищами по судьбе. Вот поэтому я предлагаю, хотя бы в следующем году организовать встречу, посвященную годовщине февральских событий 1990 г. Ее можно будет провести в нашем доме, а если желающих окажется много, то подыщем помещение побольше. Всех, кого заинтересуют эти предложения, прошу присылать письма на мой домашний адрес: 613030, Кирово-Чепецкий район, ст. Просница, ул. Большевиков, 1.
В.В. Стариков

Комментариев нет:

Отправить комментарий